Потенциал наших известных ученых, работающих в ведущих мировых научных центрах, должен быть направлен на развитие нашей академической науки по приоритетным направлениям
Существует ряд проблем, препятствующих интеграции азербайджанской науки в мировую науку, важнейшая из которых связана с подготовкой высококвалифицированных кадров в научно-исследовательских учреждениях. Иными словами, подготовка ученых и специалистов, полностью соответствующих международным стандартам, сегодня находится на очень низком уровне. На это есть и объективные причины.
Признаемся в том, что существующие лаборатории институтов, специализирующихся на точных и естественных науках, весьма слабы в своих возможностях проводить научные исследования по избранным приоритетным направлениям, отвечающих современным вызовам мировой науки. Самые современные приборы и оборудование, которые обновляются каждый год, каждый месяц, каждый день, встречаются лишь в небольшом количестве лабораторий, и полностью использовать их возможности не представляется возможным. Иными словами, в наших научно-исследовательских учреждениях либо совсем нет новейших приборов и оборудования, имеющихся в ведущих мировых центрах, либо даже если они есть, то нет специалистов, способных точно обрабатывать информацию, полученную из этих современных приборов и оборудования.
Выходом из обозначенной проблемы является привлечение талантливых молодых ученых и специалистов по приоритетным направлениям для прохождения краткосрочных или среднесрочных стажировок в ведущих мировых научных центрах.
Если вы помните, ранее в ежегодных бюджетных расходах, выделяемых Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), предусматривалась определенная сумма денег на стажировку ученых в зарубежных странах. За счет этих средств ученые и специалисты направлялись в зарубежные научные центры. Оценка того, насколько эффективным был этот процесс в то время, возвращались ли подопечные после стажировки, уровень применения полученного ими на месте опыта и какой вклад они внесли в Академию в этот период является предметом отдельного исследования. Главное, что уже более 10 лет в бюджете НАНА нет такой статьи расходов, и даже когда возникает необходимость, нет возможности отправить кого-то за границу на стажировку.
Я хочу пояснить свою точку зрения конкретным фактом. Недавно возникла потребность в приборах физико-химического анализа для проведения структурного анализа новых веществ, синтезированных докторантом Ибадуллой Махмудовым в докторантуре по специальности органическая химия в Институте химии присадок им.академика А.Кулиева НАНА, где я был научным руководителем. Кроме того, было трудно отделить целевой продукт от побочных продуктов в реакциях в среде ДМСО методом обычной хроматографии. Требовался дополнительный опыт очистки продукта на устройствах HPLC və Flash хроматографии. Для того чтобы в совершенстве выполнять эти методы, необходимо было направить И.Махмудова в один из ведущих европейских университетов в области химического синтеза и катализа. С этой целью мы связались с Кямраном Махмудовым, известным азербайджанским ученым, работающим в Университете Лиссабона, Португалия, доктором химических наук, он безвозмездно предложил свою помощь, в короткие сроки подготовил и отправил письмо-приглашение из Университета.. Нам нужно было, только оплатить авиаперелет, визу, проживание и ежедневное питание нашего докторанта. По оценкам, эти расходы за 6-месячную стажировку составили 9-10 тысяч манатов.
С этой целью мы обратились к бывшему президенту НАНА, академику Рамизу Мехтиеву. Однако ответ на это заявление не заставил себя долго ждать и вернулся с «предложением» первого на тот момент лица Академии: «Рекомендуется справиться с учетом внутренних возможностей Института». Для сведения хочу сообщить, что научно-исследовательским учреждениям выделяется заработная плата работников и плата за коммунальные услуги. Плата за работы, выполняемые на основании хозяйственных договоров, а не государственных заказов, также выражается в небольших размерах. Одним словом, сделать это «невозможное» возможным мы не могли даже внутренними возможностями института. Но наша цель была конкретна и ясна. В любом случае, нам пришлось отправить докторанта в этот научный центр. Потому что победителем в этом процессе в узком смысле стал бы докторант Ибадулла Махмудов, а в широком — азербайджанская наука, в частности НАНА.
После долгих консультаций с другим научным руководителем Ибадуллы, доцентом Юсифом Абдуллаевым, д.ф.п.х., нам пришлось отказаться от нашей запланированной научной командировки в Вычислительный центр Университета Буффало, США, и, не раздумывая, мы решили помочь нашему докторанту достичь своей цели, и я думаю, что это правильно, мы сделали шаг. Потому что все наши старания уже окупились и наши ожидания оправдались. Результаты, достигнутые за короткое время, очевидны. Во-первых, молодой докторант за время командировки приобрел большой опыт в области тонкого органического синтеза, а также приобрел знания, связанные с современными методами синтеза и физико-химического анализа, которые будут здесь использованы здесь для подготовки докторантов и магистров.
В то же время во время командировки И.Махмудов в результате своих исследований на современные и актуальные темы, привлекших внимание мировых химиков, получил неизвестные в литературе металлокомплексы новых гетероциклических соединений, содержащих атомы азота и серы, изучил и подробно подтвердил их сложную структуру и инновационность, и можно ожидать, что компьютерно-экспериментальное изучение механизма многих реакций, важные результаты, полученные в отношении их физиологических свойств (антиоксидантные, ингибирующее действие на ферменты-изоферменты( внесут определенный вклад к мировую науку. Потому что за короткое 2 статьи по полученным результатам опубликованы в журналах с высоким импакт фактором «Journal Arabian Chemistry» (IF- 6.212) и «Acta Cristallographica» ((IF — 2.29) издательств «Elsevier» и «Wiley», включенных в базы данных «Web of Science», «Scopus». Еще 2 статьи были подготовлены и разосланы в другие высокорейтинговые журналы.
Согласно данным наукометрических баз «Google Scholar» и «ResearchGate», первая статья цитировалась мировыми учеными около 20 раз даже по прошествии 2-3 месяцев с момента ее публикации в «Journal Arabian Chemistry».
Вышеупомянутый факт говорит о том, что этот опыт оправдывает себя и его следует без промедления распространить на все другие приоритетные направления нашей академической науки.
Как известно, наши известные азербайджанские ученые работают по наиболее актуальным и приоритетным направлениям науки во многих ведущих научных центрах мира. Джамаладдин Мусаев в области компьютерной химии в США, Гариб Муршудов в области молекулярной биологии в Англии, математик Масуд Эфендиев в Германии, Сулейман Аллахвердиев в области физиологии растений в России, Кямран Махмудов в области каталитической химии в Португалии, Тарлан Мамедов в области молекулярной биологии, молекулярной биотехнологии и биохимии в Турции и др. Это — ученые, которые сказали свое слово и представляют нашу страну в мире. Почему бы не использовать имеющийся у них потенциал для светлого будущего азербайджанской науки? Действительно, Институт молекулярной биологии и биотехнологий НАНА может воспользоваться возможностями ученых-биологов, имена которых я перечислил. Но даже если это считается целесообразным, этого не может быть достаточно. В первую очередь необходимо организовать широкую дискуссию на тему «Азербайджанская наука сегодня и завтра: проблемы и перспективы на будущее» с участием наших известных ученых, работающих в зарубежных странах, прислушаться к опыту страны, которую они представляют, и определить возможность развития нашей академической науки на основе опыта определенной страны.
На следующем этапе в наших научных учреждениях, специализирующихся на точных и естественных науках, должны быть созданы совместные международные лаборатории, деятельность которых должна быть непосредственно связана с научной деятельностью наших ученых, работающих в ведущих научных центрах за рубежом. Годовой план деятельности тех лабораторий, которые оснащены самыми современными приборами и оборудованием, имеют доступ к электронным библиотекам, современным международным поисковым программам, всем авторитетным научным базам данных, глобальным научным сетям, должен быть подготовлен на основе тематики совместных международных исследования, дополнительное финансирование и стимулирование для проведения этих исследований на высоком уровне, а его деятельность должна основываться на таких международных принципах, как подотчетность, прозрачность и продуктивность. Международные лаборатории должны оцениваться два раза в год на основе международных критериев.
Не менее 2-х молодых специалистов, принятых в магистратуру и докторантуру международных лабораторий, должны быть направлены на международную стажировку в научный центр, в котором этот ученый работает не менее одного года. Возвращение в Азербайджан после получения полного опыта должно быть одним из главных условий. Многие наши ученые, уехавшие за границу для обучения предыдущему опыту, позже решили остаться и работать там. Сейчас нам нужно больше специалистов, имеющих передовой опыт работы в нашей стране. Мы понимаем, что добиться всего этого сразу сложно. Но нужно с чего-то начинать. Не будем забывать, что непрерывное и всестороннее развитие нашего Азербайджана невозможно без науки и Академии наук.
Сплотимся во имя светлого будущего азербайджанской науки
Потенциал наших известных ученых, работающих в ведущих мировых научных центрах, должен быть направлен на развитие нашей академической науки по приоритетным направлениям
Существует ряд проблем, препятствующих интеграции азербайджанской науки в мировую науку, важнейшая из которых связана с подготовкой высококвалифицированных кадров в научно-исследовательских учреждениях. Иными словами, подготовка ученых и специалистов, полностью соответствующих международным стандартам, сегодня находится на очень низком уровне. На это есть и объективные причины.
Признаемся в том, что существующие лаборатории институтов, специализирующихся на точных и естественных науках, весьма слабы в своих возможностях проводить научные исследования по избранным приоритетным направлениям, отвечающих современным вызовам мировой науки. Самые современные приборы и оборудование, которые обновляются каждый год, каждый месяц, каждый день, встречаются лишь в небольшом количестве лабораторий, и полностью использовать их возможности не представляется возможным. Иными словами, в наших научно-исследовательских учреждениях либо совсем нет новейших приборов и оборудования, имеющихся в ведущих мировых центрах, либо даже если они есть, то нет специалистов, способных точно обрабатывать информацию, полученную из этих современных приборов и оборудования.
Выходом из обозначенной проблемы является привлечение талантливых молодых ученых и специалистов по приоритетным направлениям для прохождения краткосрочных или среднесрочных стажировок в ведущих мировых научных центрах.
Если вы помните, ранее в ежегодных бюджетных расходах, выделяемых Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), предусматривалась определенная сумма денег на стажировку ученых в зарубежных странах. За счет этих средств ученые и специалисты направлялись в зарубежные научные центры. Оценка того, насколько эффективным был этот процесс в то время, возвращались ли подопечные после стажировки, уровень применения полученного ими на месте опыта и какой вклад они внесли в Академию в этот период является предметом отдельного исследования. Главное, что уже более 10 лет в бюджете НАНА нет такой статьи расходов, и даже когда возникает необходимость, нет возможности отправить кого-то за границу на стажировку.
Я хочу пояснить свою точку зрения конкретным фактом. Недавно возникла потребность в приборах физико-химического анализа для проведения структурного анализа новых веществ, синтезированных докторантом Ибадуллой Махмудовым в докторантуре по специальности органическая химия в Институте химии присадок им.академика А.Кулиева НАНА, где я был научным руководителем. Кроме того, было трудно отделить целевой продукт от побочных продуктов в реакциях в среде ДМСО методом обычной хроматографии. Требовался дополнительный опыт очистки продукта на устройствах HPLC və Flash хроматографии. Для того чтобы в совершенстве выполнять эти методы, необходимо было направить И. Махмудова в один из ведущих европейских университетов в области химического синтеза и катализа. С этой целью мы связались с Кямраном Махмудовым, известным азербайджанским ученым, работающим в Университете Лиссабона, Португалия, доктором химических наук, он безвозмездно предложил свою помощь, в короткие сроки подготовил и отправил письмо-приглашение из Университета.. Нам нужно было, только оплатить авиаперелет, визу, проживание и ежедневное питание нашего докторанта. По оценкам, эти расходы за 6-месячную стажировку составили 9-10 тысяч манатов.
С этой целью мы обратились к бывшему президенту НАНА, академику Рамизу Мехтиеву. Однако ответ на это заявление не заставил себя долго ждать и вернулся с «предложением» первого на тот момент лица Академии: «Рекомендуется справиться с учетом внутренних возможностей Института». Для сведения хочу сообщить, что научно-исследовательским учреждениям выделяется заработная плата работников и плата за коммунальные услуги. Плата за работы, выполняемые на основании хозяйственных договоров, а не государственных заказов, также выражается в небольших размерах. Одним словом, сделать это «невозможное» возможным мы не могли даже внутренними возможностями института. Но наша цель была конкретна и ясна. В любом случае, нам пришлось отправить докторанта в этот научный центр. Потому что победителем в этом процессе в узком смысле стал бы докторант Ибадулла Махмудов, а в широком — азербайджанская наука, в частности НАНА.
После долгих консультаций с другим научным руководителем Ибадуллы, доцентом Юсифом Абдуллаевым, д.ф.п.х., нам пришлось отказаться от нашей запланированной научной командировки в Вычислительный центр Университета Буффало, США, и, не раздумывая, мы решили помочь нашему докторанту достичь своей цели, и я думаю, что это правильно, мы сделали шаг. Потому что все наши старания уже окупились и наши ожидания оправдались. Результаты, достигнутые за короткое время, очевидны. Во-первых, молодой докторант за время командировки приобрел большой опыт в области тонкого органического синтеза, а также приобрел знания, связанные с современными методами синтеза и физико-химического анализа, которые будут здесь использованы здесь для подготовки докторантов и магистров.
В то же время во время командировки И.Махмудов в результате своих исследований на современные и актуальные темы, привлекших внимание мировых химиков, получил неизвестные в литературе металлокомплексы новых гетероциклических соединений, содержащих атомы азота и серы, изучил и подробно подтвердил их сложную структуру и инновационность, и можно ожидать, что компьютерно-экспериментальное изучение механизма многих реакций, важные результаты, полученные в отношении их физиологических свойств (антиоксидантные, ингибирующее действие на ферменты-изоферменты( внесут определенный вклад к мировую науку. Потому что за короткое 2 статьи по полученным результатам опубликованы в журналах с высоким импакт фактором «Journal Arabian Chemistry» (IF- 6.212) и «Acta Cristallographica» ((IF — 2.29) издательств «Elsevier» и «Wiley», включенных в базы данных «Web of Science», «Scopus». Еще 2 статьи были подготовлены и разосланы в другие высокорейтинговые журналы.
Согласно данным наукометрических баз «Google Scholar» и «ResearchGate», первая статья цитировалась мировыми учеными около 20 раз даже по прошествии 2-3 месяцев с момента ее публикации в «Journal Arabian Chemistry».
Вышеупомянутый факт говорит о том, что этот опыт оправдывает себя и его следует без промедления распространить на все другие приоритетные направления нашей академической науки.
Как известно, наши известные азербайджанские ученые работают по наиболее актуальным и приоритетным направлениям науки во многих ведущих научных центрах мира. Джамаладдин Мусаев в области компьютерной химии в США, Гариб Муршудов в области молекулярной биологии в Англии, математик Масуд Эфендиев в Германии, Сулейман Аллахвердиев в области физиологии растений в России, Кямран Махмудов в области каталитической химии в Португалии, Тарлан Мамедов в области молекулярной биологии, молекулярной биотехнологии и биохимии в Турции и др. Это — ученые, которые сказали свое слово и представляют нашу страну в мире. Почему бы не использовать имеющийся у них потенциал для светлого будущего азербайджанской науки? Действительно, Институт молекулярной биологии и биотехнологий НАНА может воспользоваться возможностями ученых-биологов, имена которых я перечислил. Но даже если это считается целесообразным, этого не может быть достаточно. В первую очередь необходимо организовать широкую дискуссию на тему «Азербайджанская наука сегодня и завтра: проблемы и перспективы на будущее» с участием наших известных ученых, работающих в зарубежных странах, прислушаться к опыту страны, которую они представляют, и определить возможность развития нашей академической науки на основе опыта определенной страны.
На следующем этапе в наших научных учреждениях, специализирующихся на точных и естественных науках, должны быть созданы совместные международные лаборатории, деятельность которых должна быть непосредственно связана с научной деятельностью наших ученых, работающих в ведущих научных центрах за рубежом. Годовой план деятельности тех лабораторий, которые оснащены самыми современными приборами и оборудованием, имеют доступ к электронным библиотекам, современным международным поисковым программам, всем авторитетным научным базам данных, глобальным научным сетям, должен быть подготовлен на основе тематики совместных международных исследования, дополнительное финансирование и стимулирование для проведения этих исследований на высоком уровне, а его деятельность должна основываться на таких международных принципах, как подотчетность, прозрачность и продуктивность. Международные лаборатории должны оцениваться два раза в год на основе международных критериев.
Не менее 2-х молодых специалистов, принятых в магистратуру и докторантуру международных лабораторий, должны быть направлены на международную стажировку в научный центр, в котором этот ученый работает не менее одного года. Возвращение в Азербайджан после получения полного опыта должно быть одним из главных условий. Многие наши ученые, уехавшие за границу для обучения предыдущему опыту, позже решили остаться и работать там. Сейчас нам нужно больше специалистов, имеющих передовой опыт работы в нашей стране. Мы понимаем, что добиться всего этого сразу сложно. Но нужно с чего-то начинать. Не будем забывать, что непрерывное и всестороннее развитие нашего Азербайджана невозможно без науки и Академии наук.
Афсун Суджаев
Исполнительный директор Института химии присадок НАНА,
доктор химических наук, доцент